100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет АНТ-2

100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет АНТ-2

Cамолет АНТ-2 / Фото: tsagi.ru

Родоначальник всех металлических самолетов нашей страны — АНТ-2 — совершил первый полет 26 мая 1924 года.

Рождению прорывного летательного аппарата предшествовало создание учеными Центрального аэрогидродинамического института пригодного для авиации металлического сплава. В мае 1922 года в институте начала работать секция испытания материалов, приступившая к раскрытию тайн дюралюминия и созданию его советского аналога — кольчугалюминия.

Новый металл был использован заместителем начальника ЦАГИ А.Н. Туполевым при строительстве аэросаней и глиссеров. После этого конструктор приступил к созданию самолета смешанного типа — с применением дерева и металла. АНТ-1 вышел устойчивым и послушным в управлении — именно такую оценку дал его первый пилот. После этого коллектив ЦАГИ взялся за работу над цельнометаллическим летательным аппаратом. Ученым приходилось самостоятельно прокладывать себе дорогу. Даже за границей металлические летательные аппараты были еще в новинку.

Работы над первым советским цельнометаллическим самолетом АНТ-2 начались весной 1923 года. Самолет был построен силами сотрудников АГОС — отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ.

Вот как описывает Л. Кербер в книге «Ту — человек и самолет» этот момент: «Фюзеляжу придали треугольное сечение, очерченное вокруг фигуры сидящего человека. Вверху ширина соответствовала ширине плеч, книзу сужалась так, чтобы можно было свободно разместить ступни ног. Пассажиры сидели лицом друг к другу, кабина была тесна, коленями они соприкасались. Летчика расположили за мотором, голова его высовывалась наружу, для защиты от ветра установили целлулоидный козырек. Конструкция машины была выполнена целиком из металла — кольчугалюминиевых труб, профилей и гофра».

К маю 1924 года строительство АНТ-2 было завершено, в воздух его поднял летчик Николай Петров. Самолет показал хорошую управляемость, особенно после того, как была увеличена площадь хвостового оперения.

Уже через несколько дней, 1 июня, «новорожденный» самолет принял участие в воздушном параде на Центральном аэродроме в Москве. Он присоединился к эскадрилье самолетов-разведчиков Р-1 и произвел на зрителей большое впечатление, отличаясь новизной форм и плавностью хода.

Второй самолет, АНТ-2бис, также построенный в АГОСе, А.Н. Туполев использовал для проведения широкой программы испытаний и проверки ряда теоретических предположений. Конструкция АНТ-2 позволяла оборудовать его как колесным, так и лыжным шасси.

Гражданский воздушный флот проявил интерес к новому самолету ЦАГИ, однако, нехватка моторов и малая пассажировместимость не позволили начать его массовое производство. Но АНТ-2 — важная часть развития авиации: с него началась история отечественного металлического самолетостроения и была подготовлена основа для проектирования крупных боевых машин.

МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21

Оригинал

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *