Диверсификация оборонно-промышленного комплекса в отрасли связи вынуждает предприятия присматриваться к стартапам

Диверсификация оборонно-промышленного комплекса в отрасли связи вынуждает предприятия присматриваться к стартапам

Тематическая конференция на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот» / Фото: comnews.ru

Диверсификация оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России в отрасли связи вынуждает предприятия присматриваться к стартапам. Организации стремятся расширять воронки проектов за счет нахождения баланса между увеличением выручки и рентабельности и уменьшением рисков. Тем не менее отечественные предприятия по-прежнему пугают сделки со стартапами из-за отсутствия опыта и отлаженных процедур взаимодействия, а также риска «утечки» за рубеж.

Диверсификацию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России в отрасли связи обсуждали участники тематической конференции, организованной ИГ ComNews в содружестве с Главным управлением связи ВС РФ в рамках Международного военно-технического форума Минобороны России на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот».

Диверсификация оборонно-промышленного комплекса России вступила в решающую фазу — до первой отчетной даты остается менее двух лет. В 2016 году в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поставил предприятиям ОПК задачу к 2020 году увеличить объем выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 17% от общего объема производства, к 2025-му — до 30%, а к 2030-му — до 50%. На совещании по развитию оборонной отрасли страны, состоявшемся 21 ноября 2018 г. в Сочи, Владимир Путин подчеркнул: «Диверсификация ОПК — это одна из ключевых, стратегических национальных задач».

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и гражданской продукции ОАО «Концерн «Созвездие» Владислав Федотов, выступая с докладом, посвященным эффективным инструментам R&D и компромиссам с M&A-стратегиями, заметил, что в последние 3-4 года в мире заметно изменился ландшафт в секторе ОПК. По его наблюдениям, наметился крен в сторону долгосрочных решений. Причем выбирают, как правило, малые компании с детализованными и проработанными предложениями. По его словам, создание на предприятиях ОПК новых направлений бизнеса, не характерных для основной деятельности, несет увеличение и без того немалых издержек. Если посмотреть на процентовку сделок, которые происходят в ОПК, окажется, что большинство организаций не ищет решения на своих собственных рынках, фиксирует Владислав Федотов. По его словам, достаточно большое количество сделок происходит за рубежом.

При этом Россия находится в совершенно иной ситуации, продолжает представитель «Концерна «Созвездие». «К сожалению или к счастью, мы не можем заимствовать технологические решения, — говорит он. — Поэтому мое предложение — искать те или иные решения на своих рынках: в вузах, технопарках, лабораториях и т.п.». Воронка экономических решений в данный момент достаточно ограничена, сетует Владислав Федотов. «Например, мы реализовывали кейс с «Росэлектроникой» по поиску проектов в области высоких технологий. Для этого мы проводили поиск стартапов для предприятий ОПК. На конечном этапе к нам пришло порядка 300 проектов. При этом до последней стадии дошло — 10, а подходящими оказались — 3. Вот примерная статистика, как работает «мясорубка» для крупного предприятия», — привел он пример.

По словам Владислава Федотова, для того, чтобы найти три проекта, которые можно технологически применить на производственных мощностях, нужно «перелопатить» от 300 до 500 технологических решений в области связи. «Какой процент наших предприятий может себе это позволить?», — задается вопросом  он.

Директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» Арсений Брыкин замечает, что в российских условиях стартапов очень мало, а тех, которые находятся в высокой степени зрелости, — еще меньше. Основываясь на исследованиях, сделанных «Росэлектроникой» совместно с РВК и «Сколково», он обратил внимание на то, что стартапы не всегда нацелены на партнерства с предприятиями ОПК. По словам Арсения Брыкина, ключевая проблема как корпораций, так и фондов заключается в том, что они не ориентируют стартапы на сотрудничество с российскими предприятиями. По его словам, крайне важно доносить до инноваторов запросы оборонно-промышленного комплекса.

«На сегодняшний момент у нас формируется целый пласт грантополучателей. Они ориентируются исключительно на то, что объем финансирования будет постепенно увеличиваться, — описывает проблему Арсений Брыкин. — Получается интересная картина, когда мы за государственный счет взращиваем стартапы через фонды, они выходят на свободный рынок, а потом «утекают» за рубеж».

По мнению представителя «Росэлектроники», искать и отбирать стартапы — это неизбежная стратегия для оборонных предприятий. При этом он оговорился, что нужно отдавать себе отчет в том, что Cisco и Huawei тоже ищут стартапы. Поэтому не факт, что озвученные ранее представителем «Концерна «Созвездие» три стартапа достанутся нам. «Я предлагаю подумать над системой взаимодействия с вузами, фондами, военно-инновационным технополисом «ЭРА» для взращивания стартапов под нужды диверсификации, — выступил с инициативой Арсений Брыкин. — Если мы научимся это делать, то шансов получить необходимый результат будет больше. А так, это похоже на «рулетку». Мы пытаемся «вылавливать» стартапы, которые, к сожалению, ориентированы уже не на нас».

Начальник 2-го управления Главного управления Связи Вооруженных Сил РФ Алексей Бобков предложил чаще встречаться, для того, чтобы решать национальные задачи, поставленные президентом РФ. Он предложил искать гибкие механизмы того, как разным сторонам договариваться между собой для достижения общих целей.

МОСКВА, ComNews.ru
21

Оригинал

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *