У Японии уже есть авианосец

У Японии уже есть авианосец

Новейший японский вертолетоносец/авианосец Kaga (DDH184)

Недавнее заявление министра обороны Японии о том, что к 2020 году страна обзаведется собственным авианосцем, конечно, наделало шума. Сразу стали выдвигаться подозрения в том, что Япония будто бы собирается решить вопрос с «северными территориями» силовыми методами и вообще превращается в агрессивную державу.

Видимо, это заявление изначально было сделано для пробы зарубежного общественного мнения, и лично я не сомневаюсь, что соответствующие японские службы внимательно прочитали все, что было написано по этому поводу в зарубежной прессе, перевели самые сочные выжимки и доложили по начальству.

Я не соглашусь с такими оценками, отчасти панического свойства, сразу по трем причинам:
— во-первых, это не новость;
— во-вторых, авианосец у Японии будет, как только они купят партию F-35B. И вообще, он у них уже есть!
— в-третьих, Японии авианосцы (именно во множественном числе) нужны и для чисто оборонительных задач.

Это не новость

Япония рассталась с позицией, что в японском флоте не будет авианосцев, в начале 2018 года. Еще в декабре 2017 года были заявления, что никаких авианосцев не будет. Но потом ситуация поменялась. Правящая Либерально-демократическая партия Японии на своем совещании по обороне, которое состоялось 20 марта 2018 года под председательством Гена Накатани, выдвинуло предложение о развитии собственных авианосцев, чтобы ими дать ответ на «агрессивные действия Китая». Речь идет, конечно, об островах Сенкаку, которые давно уже стали объектом повышенного внимания китайского флота и авиации.

Сенкаку — маленький остров с большим значением

Так что нынешние заявления представляют собой продолжение некоего принципиального решения, принятого восемь месяцев назад.

На мой взгляд, это решение было связано с тем, что в американских военных штабах сменились приоритеты. В 2017 году, как мы знаем, фокус американских военных усилий был направлен на КНДР. Американцы усиленно бряцали оружием, проводили целый ряд учений с привлечением своих авианосцев.

Японцы тоже провели несколько интересных учений, вроде отработки высадки десанта с конвертопланов Osprey на берег с последующим наступлением в гористой местности. Общее впечатление от этих учений было довольно однозначным — это была отработка удара и военной операции в Корее. Но 3 сентября 2017 года в Северной Корее провели испытания термоядерной бомбы, и вскоре после этого в Корее началось неудержимое потепление отношений, ранее совершенно немыслимое и включавшее в себя немыслимые ранее события, вроде встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына.

Именно в этот момент в американской военной активности на первое место вышел Китай, и тогда же в Японии вдруг заговорили о том, что им нужен авианосец.

Рассматривая японскую военную политику, надо постоянно иметь в виду, что она не проводится в отрыве от американской военной политики в регионе.
Во-первых, потому что Япония и США — военные союзники.

Во-вторых, потому, что Япония сама по себе не может проводить в Тихоокеанском регионе самостоятельную военную политику, особенно агрессивного свойства, поскольку все ее вероятные противники заметно сильнее и могут дать отпор (ситуация может поменяться, но пока что это так).

В-третьих, японские вооруженные силы, флот и авиация экипированы и тренированы так, чтобы действовать совместно с американцами. Это очевидно хотя бы из того, что японцы ставят на вооружение боевую технику, совместимую с американскими стандартами (приобретенную по импорту или разработанную совместно с американскими корпорациями). По существу, японская армия и флот — это вспомогательные силы для американских операций в регионе.

Раз в США решили теперь связаться с Китаем и выбрали в качестве предлога для того, чтобы «проучить Китай» вопрос с Тайванем, то возникла необходимость усиления американской авиационной группировки в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, чтобы получить преимущество над китайской авиацией. Это непростая задача, в свете того, что в Китая много сухопутных аэродромов в прибрежной зоне, тайваньские аэродромы изначально находятся под прицелом, а занятые американцами авиабазы в Японии слишком далеко от этой акватории. Превращение японских вертолетоносцев в авианосцы нацелено на эту задачу.

Читайте также  Авианосцы в потемкахАвианосцы для F-35B

Авианосцы у Японии есть уже теперь. Это может показаться довольно странным заявлением, но при более близком рассмотрении это становится вполне очевидным.

Таких кораблей в составе ВМФ Японии уже два: Izumo (DDH183) и Kaga (DDH184), включенный в состав флота в марте 2017 года. Это крупные военные корабли длиной 248 метров и шириной 38 метров, водоизмещением 19,5 тысячи тонн. Размер взлетно-посадочной палубы в данном случае имеет значение. Дело в том, что изначально F-35B создавались в качестве самолетов авиагруппы для универсальных десантных судов типа USS America (LHA-6), который имеет очень схожие размеры посадочной палубы: 257 метров в длину и 32 метра в ширину. Как видим, отличия от Izumo не столь велики.

Оба корабля имеют по два грузовых лифта для подъема самолетов на палубу (для USS America каждый из них имеет грузоподъемность в 37,5 тонн, тогда как масса снаряженного F-35B – 22 тонны). Сходство размеров взлетной палубы и оснащения грузовыми лифтами позволяет сказать, что Izumo и Kaga также могут быть кораблями базирования для этих самолетов. F-35B свободно могут сесть на палубу этих кораблей, используя систему вертикальной посадки. Также могут и взлететь. Известно, что прототип F-35B на испытаниях взлетел при разбеге всего 150 метров.

Японские представители говорят о том, что вертолетоносцы типа Izumo будут перестроены в авианосцы. Вполне возможно, что потребуются некоторые модификации, связанные с размещением самолетов, оборудования для технического обслуживания, складирования боеприпасов и топлива. Но не слишком большие. В частности, не вполне правы эксперты, утверждающие, что потребуется усиление палубы жаропрочным покрытием. F-35B использует для вертикального взлета и посадки турбовентилятор, а не реактивные двигатели. При взлете с укороченным разбегом сопло двигателя поворачивается вниз, и реактивная струя касается палубы. Однако, некоторые японские офицеры утверждали, что Izumo и Kaga изначально проектировались под F-35B, и трудно предположить, чтобы предусмотрительные японцы не учли этого обстоятельства при постройке корабля.

Но даже без этих переделок, Izumo и Kaga могут выступать в качестве аэродрома подскока для самолетов этого типа. Вертолетоносец также может существенно расширить радиус действий F-35B с сухопутных баз. Корабль может находиться в море в радиусе примерно 1670 км от базы (это дальность полета F-35B), и самолет после дозаправки может совершать вылет в радиусе 865 км от корабля. Таким образом, максимальное удаление от сухопутной базы может составлять более 2500 км. В этом случае самолеты с авиабазы Hyakuri (префектура Ибараки) получают возможность достичь Тайваня, а также северного побережья Филиппин. Это если мы рассматриваем только японские ВВС.

Но ведь на японские корабли могут садиться и американские F-35B. И что мы видим? Вот что. У США и Японии получается такой состав кораблей, способных принимать самолеты этого типа: один корабль типа «America» (второй USS Tripoli достраивается и его обещают ввести в строй в 2019 году), восемь кораблей типа «Wasp» (F-35B произвел пробные посадку и взлет на USS Wasp в марте 2018 года), и два японских корабля типа Izumo. Итого 11 кораблей, пригодных для базирования новейших самолетов.

F-35B во время пробных посадок на борт USS Wasp. Интереснейшая фотография, на которой F-35B запечатлен на бортовом подъемнике. По-моему, она снимает все возражения по поводу возможности базирования самолетов этого типа на УДК типа America и Wasp

Если считать, что каждый из них может принять по десять самолетов, то американцы могут использовать в Восточно-Китайском море 110 F-35B (то есть примерно треть от наличного парка из 353 машин). С учетом как минимум трех американских авианосцев и самолетов, базирующихся на базах в Японии и Южной Корее, американцы могут использовать в Восточно-Китайском море до 400 самолетов.

Вот еще одно говорящее фото: F-35B в ангаре USS Wasp. На киле самолета хорошо видно название корабля, то есть, этот самолет включен в постоянную авиагруппу этого корабля. Таким образом, все восемь УДК типа Wasp можно считать авианосцами

Читайте также  Авианосец для Индии достроен. Когда построим для себя?Если Япония будет обороняться

Этот вопрос можно рассмотреть и в сугубо оборонительном для Японии ключе, то есть в рамках сценария ограниченного китайско-японского конфликта за обладание отдаленными островами Сенкаку. В этом случае авианосцы для Японии также очень нужны, более того, им явно не хватит наличных кораблей, чтобы удержать воздушное пространство над этими островами.

В этом деле есть три основных момента.

Первое. Острова Сенкаку представляют огромную военную ценность, поскольку размещенная на них батарея противокорабельных ракет и аэродром для F-35B смогут сильно затруднить действия китайского флота в южной части Восточно-Китайского моря. Этот остров прикрывает все северные подступы к Тайваню. Вообще, буквально 4-5 батарей ПКР, размещенных на островах Рюкю, Ишигаки и Сенкаку, способны если не закрыть китайскому флоту путь в океан, то, по крайней мере, сильно затруднить им выход на океанские просторы.

Эта схема дает представление об общей ситуации. Спор тут идет не только и не сколько за рыбные ресурсы и месторождения газа, сколько за контроль над выходом из Восточно-Китайского моря в Тихий океан. Острова Рюкю, Ишигаки и Сенкаку — это барьер

Второе. Китай обладает в этом секторе явным превосходством в воздухе над возможными японскими силами. В распоряжении флота уже есть авианосец Liaoning, на котором базируется до 26 самолетов J-15. Достраивается второй авианосец проекта 001А Pipixia, на котором может базироваться до 36 самолетов J-15. Кроме того, к островам Сенкаку может быть направлена авиация с сухопутных аэродромов на востоке Китая. Держать в воздухе над островами порядка 100-120 самолетов – вполне посильная для ВВС НОАК задача.

Третье. Япония же находится в более трудном положении, поскольку японские сухопутные аэродромы слишком далеко, и можно полагаться только на авиацию, которая подойдет на авианесущих кораблях. Максимально на двух кораблях типа Izumo можно разместить 10-12 самолетов, на двух кораблях типа Huyga – до 4 самолетов. Итого получается до 32 самолетов при использовании всех возможностей. Еще 6-8 F-35B могут находиться на небольших островных аэродромах. Так что, когда в Японии обсуждают возможности закупки до 40 самолетов F-35B, эта цифра отражает максимально возможное их развертывание в районе островов Сенкаку на случай силовых демонстраций или даже боевых действий. Китайская авиация будет иметь минимум двукратное превосходство и легко создаст трехкратное превосходство.

Потому, двух авианосцев (по сути дела, универсальных десантных судов с возможностью базирования авиации) Японии явно недостаточно. Вот если бы Япония построила новый и полноценный авианосец, водоизмещением порядка 60-70 тысяч тонн, на котором могло бы базироваться 50-60 самолетов, тогда ВВС Японии смогли бы выступить на равных в воздушном пространстве островов Сенкаку.

Некоторые наблюдения

Из этого следует, что, во-первых, японская программа усиления флота и создания авианосцев в наибольшей степени нацелена на противодействие китайской авиации и флоту в Восточно-Китайском море, в противостоянии и возможной схватке за острова Сенкаку. В этом вопросе у Японии есть собственные интересы (недавно эти отдаленные острова, ранее принадлежавшие частным лицам, были взяты в государственную собственность), а также есть интересы США, в контексте военного противостояния с Китаем. Ни силовые демонстрации по поводу Тайваня, ни тем более, возможная морская блокада Китая, невозможны без твердого контроля за островами Рюкю и Ишигаки и, соответственно, воздушным пространством над ними.

Во-вторых, Курильские острова Японию сейчас интересуют довольно мало в военно-стратегическом отношении, и нет выраженного интереса к ним со стороны США. Даже более того: если американцы планируют какие-нибудь акции против Китая (разумеется, с участием Японии), то становится ясно, что сейчас им выгодно разрешить вопрос по Курильским островам миром, даже с уступками, чтобы обеспечить невмешательство России в конфликт с Китаем или, по крайней мере, сократить аргументацию в пользу такого вмешательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *